Если вы думаете, что только ковидный 2020-й нагонял на человечество грусть и апатию, то здорово заблуждаетесь. В прошлом люди находили даже менее значительные поводы впадать в отчаяние. Скажем, первый всемирный топливный кризис 1973 года на несколько месяцев погрозил параноикам концом автомобильной эры. Во всяком случае той автомобильной эры, к который все привыкли – с мощными спорткарами, автогонками и прочими автомобильными излишествами.
Еще за год до этого группа итальянских ученых (странно, что не британских!) выдвинула смелую и пугающую теорию. Мол, при тогдашнем росте популяции автомобилей к началу XXI века на планете банально не останется ресурсов для дальнейшего производства. То есть все запасы металла, каучука, а вместе с ними, возможно, и нефти будут израсходованы на предыдущие поколения автомобилей. Вон оно как!
Главной причиной безобразия назвали невысокую среднюю продолжительность жизни автомобилей. На тот момент она составляла 10 лет. Эту цифру, на самом деле, сложно назвать “непродолжительной”. Мрачными вводными от итальянских ученых всерьез заинтересовались инженеры Porsche. Как истинные немцы они посчитали своим долгом не строить догадки, а проверить все на практике.
Вот так и начался Porsche FLA – проект одного из самых необычных автомобилей в истории компании. В отличии большинства привычных нам Porsche, он был не про скорость и не про мощь. Вся его суть зашифрована в названии. Ведь FLA это Forschungsprojekt Langzeit Auto, то есть в переводе на русский “Очень долгоиграющий автомобиль”. Ну или что-то вроде того.
Перед инженерами из Цуффенхаузена стояли две задачи. Во-первых, максимально увеличить продолжительность жизни автомобиля, а также значительно повысить процент утилизации компонентов. Надо ли говорить, что парни справились?!
Стенд Porsche на франкфуртском автосалоне осенью 1973 года стал центром притяжения не только благодаря прототипу серийного 911 Turbo. Народ валом валил посмотреть и на диковинный концепт-кар. Более всего Porsche FLA напоминал огромную клетку для канареек, снабженную колесами. По сути это был не готовый автомобиль, а посадочный макет. Сквозь клетку можно было в подробностях рассмотреть интерьер, компоновку силового агрегата, подвеску и вообще все-все-все.
Даже если FLA пошел в серию (об этом понятно речь не шла) он, конечно, получил бы кузовные панели. Причем из алюминия. Но решение обойтись без “готового платья”, только повысило интерес к новинке. И она удивляла буквально в каждой детали.
Например, силовая структура несущего кузова была выполнена из сплава железа, хрома и никеля и прекрасно сопротивлялась коррозии. Равно как и обещанные алюминиевые кузовные панели.
Незатейливый, но практичный кузов хэтчбек как бы намекал – в не таком уж и светлом будущем придется думать прежде всего о выживании, а не об эстетике. И уж, конечно, не об удовольствии от вождения! Рядный четырехцилиндровый 2,5-литровый мотор Porsche FLA выдавал аж 75 л.с, обеспечивая немецкому хэтча динамику сравнимую с классическими “жигулями”.
Пусть повенчанная с 3-ступенчатым автоматом чахлая “четверка” едва-едва передвигала Porsche FLA в пространстве, зато могла делать это практически бесконечно. Максимальную мощность мотор развивал уже на 3500 об мин – отсюда низкая нагрузка на агрегат и по умолчанию высокая надежность. Продуманная система охлаждения ускоряет достижение рабочей температуры двигателя в минимальный срок. Еще одна копеечка в копилку надежности. На это же работал и увеличенный объем масляного резервуара коробки передач и мощные фильтры. Каждая деталь служила одной цели –- обеспечить вечному Porsche долгую и безглючную жизнь.
Многое в конструкции FLA – от бесконтактной системы зажигания до свечей с напайкой из серебра – значительно опередило свое время. Долгоиграющий Porsche уверенно убеждал, что, если придется, сможет ездить чуть ли не в условиях ядерной зимы. Ну а прогнозируемый срок эксплуатации машины по некоторым подсчетам приближался к 30 годам.
Наверное, здорово, что, на самом деле, проект инженеров Porsche так и остался на стадии посадочного макета. Признайтесь абсолютно честно – вы бы сами захотели 30 лет ездить на автомобиле мощностью 75 л.с.? Пожалуй, достаточно и того, что некоторые решения Porsche FLA со временем появились на серийных моделях…
А потом… Взгляните на линии знакомой “восьмерки”. Ее разработка (при непосредственном участии Porsche) началась всего несколько лет спустя шумного появления концепта FLA во Франкфурте. Нам кажется или что-то общее в дизайне у них все-таки есть?...
Текст: ЮНИТ