Тем кто настаивает, что главное в хорошем автомобиле это качественный инжиниринг, не помешает вспомнить судьбу автомобильной фирмы имени некоего Фердинанда Порше. И вот ведь какая забавная штука получается. С одной стороны профессор Порше – один из величайших конструкторов XX века. Он построил полностью работоспособный электромобиль и гибрид в возрасте, когда большинство его сверстников не торопились съезжать из родительского дома. Гений же!
Porsche type 542 рядом с серийным Studebaker Commander. Кто из них симпатичнее вопрос дискуссионный...
Но верно и то, что невероятно одаренный инженер и конструктор был лишен предпринимательской жилки. Другой бы на базе технических способностей такой вышины легко выстроил собственную автомобильную империю. Фердинанд же большую часть жизни оставался наемным сотрудником.
Количество Порше на этом снимке зашкаливает. Помимо автомобиля здесь есть Фердинанд (руки в брюки) и Ферри (в центре троицы)
Даже когда в 30-х годах прошлого века Порше таки основал свое инжиниринговое бюро, его успехи были, скажем так, неровными. Чего уж там – нынешнему статусу Porsche, как одного из известнейших и успешнейших автомобильных брендов мира, мы обязаны цепочке исторических случайностей. Все вместе они напоминали не закономерное движение к вершине гениального старта-ап, а скорее дикое везение при игре в рулетку.
План вкратце был таков...
Вот характерный эпизод из начала 50-х. Без него мы вряд ли увидели Porsche AG в нынешнем цветущем состоянии. Итак, представляем действующие лица. Собственно молодая фирма Porsche, во главе которой после смерти Фердинанда встал его сын Ферри. Компания отчаянно ищет (и пока не находит) средства для строительства современного сборочного завода для выпуска спорткаров модели 356.
Другой участник драмы – американская Studebaker Corporation. Некогда крупнейший в мире производитель телег и конных экипажей, к началу 50-х считался крепким середняком автомобильной Америки. Что такое крепкий середняк? Ну это годовые продажи в сотни тысяч автомобилей и сейфы туго набитые наличностью еще со времен щедрых военных заказов Второй мировой.
Четырехместная версия Porsche 356 известная под кодовым именем type 530 на американцев впечатления не произвела. Но все в итоге окончилось хорошо. Для Porsche...
Топ-менеджеры «Студера» и думать не могли, что со своего крепкого финансового насеста компания из Индианы может слететь за считанные месяцы. А так, к слову, вскоре и случится... Пока же на заре 50-х в руководстве Studebaker решали, что делать с новым поветрием на компактные (по американским меркам естественно) автомобили? Тренд, запущенный большой детройтской тройкой – GM, Ford и Chrysler – требовал реакции. Но опыта и, как бы сейчас сказали, экспертизы в разработке компактов у американцев не было.
Porsche 542 aka Studebaker Z-87
Тогда-то известный автомобильный импресарио с европейскими корнями Макс Хоффман свел руководство «Студера» со своими хорошими знакомыми из Porsche. Классический кейс – у нас товар, у вас купец. Немецкая делегация во главе с Ферри Порше весной 1952-го прибыла в Индиану. С собой «поршисты» привезли кучу мукулатуры, в цветах и красках расписывающую ту самую немецкую промышленную экспертизу. На всякий случай захватили и действующий прототип – Porsche type 530, по большому счету четырехместный 356-й.
Увы, тип 530 оказался ужасно сырым автомобилем – примерно как замороженные пельмени. Американцы, впрочем, подумали, что господа из Porsche просто не хотят раскрывать все карты пока не увидят денег. За этим дело не стало. Как мы помним, в начале 50-х с налом Studebaker проблем не испытывал. Сделку заключили быстро. Немцы к собственному удивлению получили щедрый аванс, а взамен пообещали как можно быстрее состряпать проект компактного «Студера». На том и распрощались.
Самое смешное, что на этом сказочке в общем-то и приходит конец. На жирный американский транш немцы быстренько отгрохали себе новый заводик и штаб-квартиру в Штутгарте. Если вначале Porsche планировала разместить все офисные помещения в скромном одноэтажном здании, то после конструктивных переговоров в Индиане проект разросся до трехэтажного особняка.
А что… Синий ему, пожалуй, к лицу...
Конечно, кидать щедрых янки в Porsche никто не собирался. Напротив, в обозначенные сроки немцы представили партнерам готовый проект компактного седана – Porsche 542 или по-американской классификации Studebaker Z-87. Со всей технической документацией, двумя моторами — один воздушного, другой жидкостного охлаждения – а главное работоспособным прототипом. Тот своим ходом доехал из Штутгарта в Женеву – на презентацию в рамках международного автосалона 1954 года.
Знаете кто этот безусый юнец? Ха-ха, это Джон Делориан собственной персоной. Будущий вице-президент GM, родной отец DeLorean DMC-12 ну и человек, нелестно отозвавшийся о Porsche 542
Правда все это было уже неважно. К тому времени «Студебекеру» требовался не новый компакт, а дефибриллятор или даже пистолет с одним патроном. Стремительно и незаметно из состояния сытой успокоенности и безмятежного покоя Studebaker оказался на грани краха. Всего-то и понадобилось, что неудачный дебют модели Commander и ценовая война, которую затеяли GM, Ford и Chrysler. Решив потопить конкурентов помельче, детройтские гиганты до упора выкрутили ручку демпинга. На такой шаг мелочь вроде Nash, Kaiser и Studebaker в том числе «пойтить не смогла»…
Принимая у Porsche заказанный два года назад автомобиль, оплата за который уже была полностью переведена на немецкие счета, представители Studebaker понимали – поставить машину на конвейер они не смогут. На это тупо не хватит денег… Тем более, что товар оказался с червоточинкой. По-крайней мере, по итогам приемочных испытаний в которых участвовал молодой, но очень ранний Джон Делориан type 542 был признан «интересной, но требующей значительных доработок конструкцией».
Ну вот, а вы говорите Лас-Вегас – в Штутгарте, если что, могут развести и похлеще...
Текст: ЮНИТ