Возможно вы удивитесь, но среди всех автомобилей в истории человечества именно у Ford T больше всего аргументов на звание самого-самого. Сегодня наш традиционный флэшбек-экскурс посвящен именно ему.
Легендарная “Жестяная Лиззи” далеко не первый автомобиль Генри Форда. Ее выпуск начался в 1908-м – через пять лет после основания Ford Motor Company. Не сказать, что предыдущие модели старика Генри были неудачными – отнюдь. Но великой, тем не менее, стала только “тэшка”. Следующего шедевра сравнимых масштабов “Голубому овалу” придется ждать аж до апреля 1964 года – дебюта Mustang первого поколения.
Наиглавнейшее достижение “тэшки” – это ее неслыханная доступность. До эры Ford T все автомобили без исключения стоили очень дорого. Позволить себе легковую машину в начале XX века могли только люди богатые и очень богатые. Человек за рулем автомобиля выглядел ярчайшим символом классового расслоения общества, фигурой, вызывающей зависть и неприятие большинства окружающих. Но умница “Лиззи” изменила все. Простая, но качественная конструкция плюс ставка на массовый выпуск, сделала Ford T покупкой, которая была по карману всем и каждому. По-крайней мере каждому, кто не ленился ходить на работу.
Для начала XX века Ford T был сплавом как традиционных, так и инновационных решений. Например, рама из ванадиевой стали удивляла высокой жесткостью. Зато на машине использовались деревянные колеса так называемого артиллерийского типа – как на лафетах пушек. Обод с шиной крепился к ним четырьмя болтами.
“Лиззи” оснащалась 2,9-литровым рядным четырехцилиндровым мотором мощностью 22 л.с. и полуавтоматической 2-ступенчатой коробкой передач. Генри Форд сразу понял – больше всего на свете американцы не любят управляться с премудростями рычага “механики”.
Динамики модели Т вполне хватит, чтобы получить штраф за превышение скорости и в XXI веке. Максимальная скорость порядка 70 км/ч. Это в стандарте. За доплату можно было поставить другое передаточное оснащение заднего моста, повысив максималку до 104 км/ч. Более чем!
Сомнительных, а вернее продиктованных исключительно соображениями экономии решений тоже хватало. Например, топливо поступало в карбюратор самотеком. Насоса в современном понимании не было предусмотрено. Поэтому на крутых подъемах, когда карбюратор оказывался выше топливного бака “фордик” благополучно глох. Знаете, что помогало? Подъем в горку задним ходом!
Из других особенностей машины отметим левое расположение руля. До этого его ставили справа, чтобы водителю сподручнее было контролировать обочину. Но Форд решил – куда важнее увереннее разъезжаться со встречными машинами. История подтвердила его правоту. Именно начиная с “Лиззи” автомобили в странах с правосторонним движением постепенно перешли на левый руль.
А еще все Ford T по умолчанию шли с завода с одним и тем же ключом зажигания. Он подходил к любой другой “тешке”. Вот она обратная сторона унификации и массового производства! Но за цену машине прощали все.
Цена – это его главное достояние. Осенью 1908-го, когда первые экземпляры модели Т вышли на рынок, базовая цена машины составляла $850. Вопиюще недорого! Но дальше все было только круче. В смысле – еще дешевле. Постоянно наращивая объемы, без устали совершенствуя производственный процесс и попутно отказавшись от выпуска всех других моделей, Генри упорно снижал цену на “Лиззи”.
В итоге в 1924-м базовый Ford T стоил от $260. С учетом инфляции сегодня это где-то $3800! Только представьте – меньше 300 тысяч рублей за новенький автомобиль настоящей американской сборки! Разве не чудо? Жаль, что сейчас так уже не умеют…
Выискивать недостатки у модели Т – совершенно неблагодарное дело. Конечно же, они были. Достаточно вспомнить, что с 1908-го по 1927-й “Лиззи” выпускалась практически без изменений. Разумеется под занавес конвейерной жизни машина уже морально устарела, но все равно продолжала пользоваться спросом.
Общий тираж Ford Model T в итоге перевалил за 15 миллионов экземпляров. Это достижение продержится почти полвека, прежде чем в 1972 году очаровательную американскую простушку Лизу не обойдет горбатый немецкий жучара...
“Тэшка” возьмет реванш в 1999-м, опередив “Битла” в престижном конкурсе на звание “Лучшего автомобиля XX века”. Вполне логичное решение, кстати сказать. Абсолютно бесспорное. Кому еще отдавать титул, как не модели сделавшей машины как таковые доступными всем человечеству?..
Текст: ЮНИТ