Грустная история Джеймса Дина и его «Спайдера»

Победы и поражения в автогонках всегда идут под руку. Так же, увы, как жизнь и смерть. 30 сентября 1955 года в нелепом ДТП погиб американский актер Джеймс Дин, за свою пронзительно короткую и яркую карьеру успевший стать не просто любимцем миллионов, но даже символом поколения.

Джеймс Дин и его несчастливый Porsche 550 Spyder

К 24 годам Дин не только снялся в трех суперуспешных голливудских фильмах, но и снискал славу подающего большие надежды гонщика-любителя. Все лишь для того, чтобы стать жертвой невнимательного водителя «Форда», не потрудившегося убедиться в безопасности маневра перед поворотом…

Автомобилями, а вернее даже автогонками, Джеймс заинтересовался еще в детстве, прошедшее вдали от шума больших городов в провинциальной Индиане. Его мечты о крутых колесах стали реальностью только с началом актерской карьеры. Карьеры очень успешной, надо сказать. Получив роль (а главное гонорар) в фильме к «Востоку от рая», Дин сразу же решил попробовать спортивные машины и мотоциклы на вкус.

Первым спорткаром голливудской звезды был английский MG TD красного цвета

До этого он ездил на простеньком Ford 49 года, а теперь пересел на красный родстер MG TD и двухколесный «Триумф-Тайгер». Но настоящую любовь Джеймс встретит позже – ей раз и навсегда станет Porsche.

В начале 50-х об автомобилях немецкого бренда в Штатах мало кто слышал. И уж совершенно точно маленькие, тесные, жесткие и шумные 356-е были максимально удалены от типичного представления успешного автомобиле, который давно сложился у американцев.

Но увидев Porsche 356, Дин без колебаний сдал британца в трейд-ин. Немецкие спорткары стали его настоящей любовью

Впрочем, Джеймсу бунтарю не только на экране, но и по жизни, это только льстило. К тому же, спортивная машина ему была нужна не для понтов, а для дела. Дин хотел гоняться не только вокруг кафе, но и на настоящих автодромах!

Свой первый Porsche – модель 1500 Speedster он купил в феврале 1955-го, а уже в марте вывел его на старт в Палм-Спрингс. На быстрых бетонных дорожках аэродрома, позволяющих развивать более чем серьезные скорости, Дин совершенно неожиданно оказался хорош с самого начала.

Джеймс расслабляется после очередной гонки

Уже после первого круга Porsche Джеймса вез соперникам более 150 метров, а финишную отмашку получил в гордом одиночестве. Расстегивая шлем он восхищенно выпалил: «Ничего же себе!».

Конечно, это был не Ле-Ман, не Дайтона и не Монте-Карло. Уровень клубных калифорнийских гонок был попроще. Но врожденное бесстрашие и любовь к скорости успешного актера давали надежду – со временем он может стать и классным гонщиком.

За несколько недель Джеймс принял участие в пяти гонках и только раз не добрался до финиша – не выдержал двигатель «Порше». В сухом остатке же значились одна победа и три попадания на пьедестал.

По свидетельству очевидцев стиль вождения Дина чем-то напоминал манеру Стирлинга Мосса – оба без жалости выжимал из автомобиля все соки, прилагая все силы, чтобы добраться до финиша любым способом.

Но все, увы, кончилось очень быстро. Кто-то из Warner Brothers прознал о гоночных подвигах восходящей звезды экрана и Дину запретили выходить на старт. Во всяком случае пока идут съемки…

Porsche 550 Spyder развивал 135 л.с., что при массе в 550 кг было более достаточно...

В сентябре 1955-го Джеймс заканчивал работу над фильмом «Гигант» и посчитал, что уже может позволить себе самоволку на гоночную трассу. Тем более повод был отличный – 20 сентября у калифорнийского дилера Porsche он c доплатой выменял свой «Спидстер» на новейшую модель – 550 Spyder.

Машина была абсолютно новой и хороший друг Джеймса Лю Брэкер – продюсер, композитор и тоже гонщик-любитель – посоветовал отправиться к месту очередного старта в Салинасе своим ходом. Чтобы обкатать мотор и приноровиться к машине.

Совет дельный, конечно, вот только до гоночной трассы Дин так и не добрался... В вечернем калифорнийском солнце его приземистый серебристый Porsche, буквально распластанный по асфальту, совершенно не заметил 23-летний Дональд Тернапспид, управлявший черно-белым седаном Ford Tudor. Дональд повернул налево, прямо перед носом Porsche Дина…

Дин за рулем 550 Spyder за несколько часов до трагедии

У Джеймса не было ни времени, ни пространства для маневра. Актер умер не приходя в сознание через несколько минут...

Незадолго до трагедии Дин принял участие в съемках социальной рекламы по заказу «Национальной комиссии по безопасности». В ролике популярнейший среди молодежи Америки актер предупреждал, что лихачество на обычных дорогах опаснее участия в настоящих автогонках.

Надпись Little Bastard на капоте Porsche была нанесена по просьбе самого Дина. Так его однажды назвал режиссер на съемочной площадке и Джеймсу понравилось прозвище

Сюжет Джеймс закончил словами: «Пожалуйста, ведите автомобиль осторожно, ведь жизнь которую вы может спасти может быть моей»...

Текст: ЮНИТ