У природы нет плохой “Пагоды” – экзотика кузова Mercedes-Benz W113

В 60-х годах прошлого века не было автомобиля удачнее воплотившего всю премиальную сущность Mercedes-Benz, нежели “Пагода”. Двухдверный родстер с заводским индексом W113 – это элегантность без китча, уверенность в своих силах без гоночных замашек и, конечно, качество без компромиссов.

Даже маэстро скептицизма Джереми Кларксон высокого мнения о 113-м кузове. “Джеза” называет “Пагоду” автомобилем, который выдержал испытание временем, а еще – моделью из эпохи, когда Mercedes-Benz делал свои машины с подобающим качеством.

Модельный ряд “Пагоды” предельно лаконичен. Один кузов – родстер с откидной мягкой и съемной жесткой крышей, плюс три рядные бензиновые “шестерки” на выбор – SL 230, SL 250 и SL 280. История красивейшего родстера не будет полной без упоминания о редких, но важных версиях модели. Сегодня наш рассказ именно о них.

Купе (Pininfarina)

Серийную версию “Пагоды” представили на женевском автосалоне 1963 года. Тогда необычный дизайн автомобиля вызывал не только и столько восторг. Скорее даже удивление. Особенно много вопросов было к куполообразной крыше.

Она возвышалась над автомобилем, как колокольня над стенами средневекового города. Благодаря необычной форме крыши Mercedes-Benz W113 и получил прозвище “Пагода”. Со временем оно станет чуть ли не официальным именем модели.

Редкий пример удачной (в плане стиля) коллаборации Mercedes-Benz с итальянским кузовным ателье

Среди тех, кто посчитал, что сможет сделать внешность SL лучше самих немцев оказались итальянцы. Ателье Pininfarina сделало официальный запрос в Штутгарт и получило официальное разрешение на свободу творчества.

Стараниями молодого американца нидерландского происхождения Тома Чарды (будущий автор DeTomaso Mangusta, Fiat 124 Spider и Ford Fiesta Mk.I) “Пининфарина” превратила нонконформистский родстер в нонконформистское купе.

Чарда очень бережно отнесся к оригиналу, визуально лишь облегчив облик “Пагоды”. На W113 от Pininfarina меньше хрома, но главное – другой дизайн крыши. Ее ниспадающая линия кажется более спортивной и стильной.

Единственный экземпляр “Пагоды”-купе побывал в гараже газетного магната Акселя Шпрингера. А сейчас эта машина желанный гость на любом фестивале классики

Итальянское купе на немецкий лад вызвало интерес среди покупателей. Было получено несколько десятков подтвержденных заказов на “Пагоду”-купе. Pininfarina вызвалась стать партнером при мелкосерийном производстве, но Mercedes-Benz сказал нет. Скорее всего потому, что и сам с трудом справлялся с потоком заказов на обычную “Пагоду”. Жаль красивый мог бы быть “спешл”...

Shooting brake (Frua)

Если уж немцы зарубили идею “Пагоды”-купе, то о мелкосерийном производстве универсала на базе SL можно было и не заикаться. Но Пьетро Фруа – один из известнейших итальянских дизайнеров второй половины XX века – решил рискнуть.

Некогда основатель собственной дизайнерской мастерской, а впоследствии ведущий стилист студии Ghia, Фруа слыл человеком тонкого неординарного вкуса. Большинство из нескольких десятков созданным им автомобилей – образчики прекрасного дизайна. Относится ли к ним “шутинг брейк” на базе “Пагоды”? Зависит от точки зрения. В буквальном смысле.

В профиль, в три четверти и сзади немецко-итальянский “охотничий универсал” шикарен. Фруа скульптурно оформил корму универсала. Изгиб задней двери просто загляденье! Спереди, правда, все не так здорово…

Пьетро решил заменить скромную изящную решетку радиатора SL громадным хромированным фасадом в стиле топового W100. И, мягко говоря, не угадал…

Согласитесь пышная хромированная решетка радиатора здесь явно не на своем месте

Надо ли говорить, что SL-универсал от Фруа так и остался в одном экземпляре?!

SL V8 (M100)

Покупатели, что видели в “Пагоде” наследника знаменитого 300SL, наверняка были разочарованы динамикой родстера. Даже топовый 280 SL и его довольно скромные 170 л.с. не могли сравниться с “Крылом чайки”. Ни по разгону, ни по максималке. Не то, чтобы это было проблемой, учитывая высокий рыночный спрос, но порядка ради в Штутгарте решили провентилировать вопрос.

Оригинальная “Пагода” с V8 погибла под прессом. Но ее реплики живут и даже множатся

Знаменитый Эрих Ваксенбергер – человек, создавший 6,8-литровый 350 SEL – эксперимента ради вогнал V8 и под капот “Пагоды”. Получилось страшно мощно и… не очень хорошо. Увы... Могучий 250-сильный M100 оказался слишком тяжелым для легкого родстера.

Справиться с норовистым характером управляемости восьмицилиндрового родстера порой не могли даже фирменные тест-пилоты Mercedes-Benz. От греха проект закрыли, а единственный рабочий прототип пустили под пресс.

Ралли

Особой мощностью, а стало быть динамикой “Пагода” похвастать не могла. Это верно. Но и классические ралли 60-70-х были не столько про скорость, сколько про педантичное четкое прохождение дистанции. Мощность здесь считалась делом второго порядка, а вот надежность и безотказность техники выходила на первый план.

Чемпионский 230 SL, выигравший ралли “Спа-София-Льеж” 1963 года теперь украшает коллекцию фирменного музея Mercedes-Benz в Штутгарте

Именно так – не максималкой, а надежностью – в 1963-м слегка модифицированный 230 SL выиграл одно из престижнейших ралли той поры – марафон Спа-София-Льеж протяженностью свыше шести с половиной тысяч километров. Самое удивительное, что случилось это всего спустя несколько месяцев после дебюта серийной “Пагоды”. Выходит прав Джереми Кларксон – раньше Mercedes-Benz действительно делал вещи…

Текст: ЮНИТ